Образовательная программа

Образовательная программа «Студия эстрадной музыки».
Автор: Кузнецова Елена Павловна

Рецензенты: 
1.Заслуженный работник народного образования УР,
Председатель экспертной комиссии учителей музыки УР-Геллер Г.Ю.,
2.Преподаватель специализации «Эстрадное пение» Воткинского
педколледжа -Коробкин В.К.,
3. Руководитель городского методического объединения учителей
музыки-Кожевников В.Н.

Пояснительная записка
Человек наделен от природы особым даром — голосом. Голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.
Певческий голосовой аппарат — необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Актуальность программы: связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей.
В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.

Практическая значимость: сегодня очень важно воспитывать детей на хороших образцах вокальной музыки, в которой мелодия и текст обогащают, углубляют друг друга, и песенный образ благодаря этому приобретает исключительное воздействие на ребенка. Не случайно песню называют вечным спутником человека. На протяжении всей нашей жизни она сопровождает нас, вдохновляет на труд, на подвиги, на любовь. Ей мы доверяем лучшие свои чувства, с нею вместе грустим и радуемся, надеемся и мечтаем.
Нам песня строить и жить помогает,
Она, как друг, и зовет, и ведет,
И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет.

• Как помочь ребенку разобраться в огромном количестве вокальной музыки, как лучше познакомить с замечательными гражданскими, лирическими, комедийными песнями, которые приятно и легко слушать,  радостно и с желанием  исполнять?
• Как показать ребенку, что хорошая музыка возвышает человека, делает его чище и благороднее?
Решением этих вопросов я и руководствовалась при составлении данной программы.

Связь программы с уже существующими по данному направлению:
Для педагогов по вокалу существуют несколько программ и методических пособий. Вот некоторые из них:
• Программа, разработки занятий, методические рекомендации. Мир вокального искусства (для учащихся 1-4 классов) авт.-сост. Г.А.Суязова.-Волгоград: Учитель, 2009.
• Программа дополнительного образования. Музыкальная палитра (для детей 6-12 лет)
Авт.-сост. Е.Х.Афанасенко, С.А. Клюнеева, К.Б.Шишова, А.И. Коняшов.-Волгоград: Учитель, 2009
• Л.Б.Дмитриев.Основы вокальной методики. Программа для вокальных факультетов музыкальных ВУЗов. -М.: Музыка, 2007
• Н.Б.Гонтаренко. Сольное пение. Секреты вокального мастерства.-Ростов-на-Дону: Феникс, 2008
• В.В.Емельянов. Развитие голоса. Координация и тренинг.-СПб.: Лань, 2000
• В.И.Коробка. Вокал в популярной музыке. Методическое пособие.-М.: 1989
Как педагог я проанализировала литературу в поисках основополагающих моментов в преподавании. В целом в представленных книгах раскрыты общепринятые разделы: о дыхании, о звукообразовании, об артикуляции, о работе над дикцией и правилах орфоэпии.
Теоретические аспекты были положены в основу моей программы, практический курс основан на личном опыте: исполнительском и педагогическом.

Вид программы: модифицированная.
Новизна программы: в расширении возрастных границ обучающихся, что характерно в практической деятельности педагогов дополнительного образования в общеобразовательных школах, творческих центрах. Кроме того, программа ориентирована на воспитание у обучающихся способности демонстрировать свое вокальное искусство в музыкальных постановках (спектаклях, мюзиклах, концертных программах). Принимать участие в вокальных конкурсах.

Цель программы: сформировать у детей навыки выразительного исполнения вокальных произведений, умения владеть своим голосовым аппаратом.

Задачи программы:
Обучающие— овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
Воспитательные— воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Развивающие— развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности.

Отличительные особенности программы: освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности.
Программа рассчитана на занятия 2 раза в неделю по 1 часу.
По возрастам: подготовительная, младшая, средняя и старшая группы.
Подготовительная группа – 4-6 лет, младшая группа — это дети 7-9 лет, средняя группа –дети 10-13 лет, старшая группа — 14-17 лет.
Реализация программы предусматривает перспективное развитие навыков вокального мастерства, подчинение основному образовательному принципу — от простого к сложному, от знаний к творчеству, к увлекательным делам и вокальным концертам.
По своей целевой направленности программа предпрофессиональная, так как нацелена на формирование практических умений и навыков в области вокального искусства.